Боги в языческих религиях всегда связаны с конкретным местом обитания: на нем они принимают жертвоприношения людей и тем самым продолжают свое существование. Однако, опустение места, покидание его людьми, делает и Богов бездомными и брошенными. Из-за этого, Боги вынуждены покинуть свой дом и отправиться на поиск нового места обитания. Так, они находят в лесу руины старого святилища — место лэнд-арта.
Форма руин призывает структуру ритуальных пирамид народа майя доколумбовой Америки, по ступеням которых, некогда, текла кровь от жертвоприношений, совершавшихся в храме наверху в угоду локальных Богов. Однако, те пирамиды давно покинуты людьми и преданы забвению и исчезновению — состоянию бесформенности.
Теперь, бездомные боги пытаются найти свой дом и поселяются на вершины руин подобных. И, согласно божественному принципу места, они приобретают его природу — получают свои тела из камня и глины, в то время как агентами бесформенности выступают дождь и время. Дождь размывает форму Богов — необожженную глину — и самая божественная материя стекает по ступенькам исчезающего храма. Эта материя истекает и из их глаз, обнажая экзистенциалистский ужас и слезы самого большого одиночества из всех возможных: одиночества брошенного Бога. Плачущие Боги уходят со временем, и со временем они превратятся в пустотную суть руин.
Их бесформенность уподобится воде, оживляя древнюю философему Фалеса о том, что все и есть вода[1].
Таким образом, вселение в опустевший храм само по себе превращает Богов в жертву самих себя и самим себе. Приобретение места обитания, вопреки намерению, переводит их в состояние отсутствия границ, где они исчезают в диалектической пустоте этого события, размываясь и проистекая в еще одну философему Фалеса: все полно богов[2].
Место создания лэнд-арта — фундамент дореволюционного здания в одном из лесов Москвы, чья руинированная кирпичная кладка выходит из земли двумя постаментами-лестницами. Находясь внутри московского лесопарка, скульптуры остаются скрытыми от глаз случайных прохожих. Найти их может помочь только случай.
В ландшафте, глиняные Боги начинают свое самостоятельное существование и путь метаморфозирования к бесформенности и пустоте, вторя природе снега, дождя и ветра. Головы Богов, созданные из необожженной глины, с течением времени полностью растворятся и исчезнут, слившись с экологией леса.
Примечания
↑1. | Thales 12 A 12 Diels-Krantz; Фрагменты ранних греческих философов. Часть I: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / ред. и пер. А.В. Лебедева — М.: Наука, 1989. — С. 109: «Фалес […] считает [материальное начало] водой (поэтому он и утверждал, что земля — на воде). Вероятно, он вывел это воззрение из наблюдения, что пища всех [существ] влажная и что тепло как таковое рождается из воды и живет за счет нее, а «то, из чего [все] возникает», — это, [по определению], и есть начало всех [вещей]. Вот почему он принял это воззрение, а также потому, что сперма всех [живых существ] имеет влажную природу, а начало в причина роста содержащих влагу [существ] — вода» (свидетельство Аристотеля: Arist. Met. 983b20–27). |
---|---|
↑2. | Thales 12 A 1 Diels-Krantz; там же. С. 101: «Началом всех вещей он полагал воду, а космос — одушевленным [~живым, empsychos] и полным божественных сил [daimones]» (свидетельство Диогена Лаэртийского: DL I.27). |