Экспозиция | Галерея на Песчаной, Москва, 18.01.2024–04.02.2024 |
Официальная страница | https://psch.vzmoscow.ru/conceptualism |
Кураторы проекта | Никола Лечич и Майя-София Жуматина |
Команда проекта | Артём Бычков, Анна Волкова, Майя-София Жуматина, Никола Лечич, Денис Лукшин, Николай Марушев, Анна Пинчукова |
Кураторский текст
Упражнение — амбивалентное понятие. С одной стороны, это может быть что-то несерьезное, простая разминка для тела или ума. С другой стороны, упражнение — необходимый момент любого серьезного начинания.
Концептуальное искусство самим своим существованием поднимает вопрос об онтологии искусства: в каком смысле и для кого искусство есть? В каком отношении находятся идея, концепция произведения, и его осуществленная, воплощенная, артефактная часть, которая предстает перед зрителем в определенном медиуме? Концепция, как правило, излагается в форме текста, которая исторически предназначалась для «передачи идей». Однако, нужно ли, чтобы такой текст был составляющей частью произведения, или он может принимать другие формы? Представленная выставка стремится к радикальной постановке вопроса о природе этих отношений. Радикальность достигается через многочисленные упражнения, которые осмысляют художественный, институциональный, эпистемологический и онтологический статус такого важного и малоизученного элемента современного искусства, как экспликация, а также исследуют ее возможности быть агентом концептуального искусства.
Каждая из экспликаций по-своему относится к «общему» артефакту — безымянному звуку таинственного происхождения, — и вместе с ним моделирует отдельное произведение концептуального искусства. Таким образом, в зале присутствует столько произведений искусства, сколько и экспликаций. Именно беспощадная множественность упражнений делает подход выставки подлинно философским.
В рамках каждого из представленных упражнений — концептуальных произведений искусства — тексты экспликаций создают оригинальные и необычные мыслительные и художественные ситуации. Некоторые тексты экспликаций превращают звук-артефакт в аудиоинсталляцию, перформанс, документацию, решение этической проблемы или тело художника. Некоторые ставят зрителя перед загадкой или вовлекают его в социальные движения, ритуалы, творческое пьянство и галлюцинации. Некоторые создают необычные мировоззренческие системы и дают множество невероятных объяснений о происхождении звука в зале. Некоторые поднимают сложные философские и художественные вопросы: есть ли искусство у животных и мaшин? говорит ли текст экспликации «о» звуке? имеют ли слова вообще значение? есть ли «реальность»? может ли искусство изменить зрителя, в т.ч. и телесно? что, если экспликация врет? Некоторые тексты содержат оммажи и вступают в диалог с множеством известных практик и художников 20 и 21 вв.
Экспликации написаны в разных стилях: от первого лица, от лица куратора, как биографический, технический или псевдо-художественный текст, а также в форме мало или никогда не опробованных в галереях форм, таких как заклинание, контекстная реклама, платонический диалог, намеренная ложь, сатира привычных форм экспликаций в разных жанрах современного искусства.
Взятые вместе, все концептуальные работы выставки поднимают вопросы о проблеме экспонирования произведений искусства: перед зрителями сотня произведений искусства или одно? лишь жест институциональной критики, шалость, или же что-то еще?
Поиски ответов на эти вопросы поручаются зрителям. Ведь они, находясь между текстом и звуком, получают множество странных перевоплощений своей зрительской сущности. Они — всезнающие наблюдатели, соучастники перформанса, сотворцы искусства, обманутые посетители галереи, жертвы опасного эксперимента. Они и участники упражнений и, зачастую, их исполнители.
Название выставки является оммажем работе французского писателя Реймона Кено «Упражнения в стиле» (Raymond Queneau. Exercices de style, 1947/1963), в котором одно обычное наблюдение с парижских улиц («записка») переписывается в 99 разных «стилях», а точнее — мировоззренческих оптиках. В этом многократном отношении с многочисленными «стилями», «записанный» оригинал теряется, и познание мира и язык превращаются в фейерверк «упражнений», а граница между «запиской» и ее стилистическими вариациями становится проблемной.
В нашем проекте, вместо «записки» находится таинственный звук, а «стили» Кено становятся разными экспликатoрными подходами, принятыми и непринятыми в практике современного искусства. В то время, оптики нарраторов Кено превращаются в творческую концептуалистскую работу. Как и в случае «Упражнений в стиле», «Упражнения в концептуализме» не являются попыткой продемонстрировать тривиальную идею о том, что любой объект может быть описан разными способами. Они — не вариация платоновского мифа о пещере или индийской притчи о слепых и слоне, в котором «истина» недоступна из-за ограничений нашего познания. Они — не проект об «относительности» текста или познания. «Упражнения» — это философский вопрос об искусстве и мире в самом чистом виде, бесконечная творческая работа, оммаж художественной любознательности и труду. Ведь не все упражнения удаются, но без ошибок и блужданий не достигается ничего ценного.
По глубокой надежде авторов, выставка также является оммажем великой традиции московского концептуализма, узнаваемой частью которого всегда были странные эпистемологические ситуации, вымышленные персонажи и неповторимый юмор.
Никола Лечич и Майя-София Жуматина